По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Амурского УФАС России от 10.02.2015 по делу N А-10/63-2014 <О признании в действиях юридического лица нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном взимании платы за оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов, завышении стоимости услуг по содержанию, ремонту и управлению жилищным фондом в отношении жилого дома>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу № А-10/63-2014

(извлечение)

28 января 2015 года объявлена резолютивная часть решения.
10 февраля 2015 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения ООО <...> (далее - Общество-1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном взимании платы за оказание услуг по управлению жилищным фондом, содержание и ремонт жилого помещения, вывоз ТБО с собственников (владельцев) жилых домов (домовладений),

установила:

в Амурское УФАС России поступило заявление <...> на действия Общества-1, выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 12 декабря 2014 г. № 270 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело <...> и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Определением от 22 декабря 2014 года рассмотрение дела назначено на 28 января 2015 года в 10 часов 00 минут.
28 января 2015 года на заседание комиссии явились: представитель ответчика <...> (паспорт, доверенность от 21 января 2015 года). Заявитель на заседание комиссии не явился, известил комиссию о невозможности явки, против рассмотрения дела в свое отсутствие не возражал.
В ходе заседания комиссии ответчик поддержал письменную позицию по делу, пояснил следующее.
Общество-1 осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирных жилых домов, а также заключает договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам частных жилых домов по их заявлениям. В силу подпункта "б" пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, Общество-1 является для собственников жилых домов организацией, которая действует в его интересах при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями. Обществом-1 и собственниками жилого дома по адресу: г. <...>, ул. <...>, заключен договор от 28 июля 2010 г. № <...> на предоставление коммунальных услуг. Указанным договором предусмотрена оплата потребителем услуг управляющей организации в размере 2,67 руб. за 1 кв. м. общей площади помещения в месяц. Данный тариф установлен в соответствии с решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2010 г. № 19/181 и до настоящего времени не изменялся. Заключенный договор не является договором управления, плата за содержание и ремонт жилого помещения не взимается, в начисление по статье "содержание жилого фонда" входит только плата за услуги управляющей компании. При анализе начислений, производимых гражданину <...>, было выявлено, что из-за сбоев в программе начисление платы за услуги управляющей компании производилось по заниженному тарифу, а также производилось начисление платы за услуги по вывозу ТБО, которые не предусмотрены договором и фактически не оказываются.
Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия приходит к следующим выводам.
<...> на праве совместной собственности принадлежит жилой дом площадью 135 кв. м. по адресу: г. <...>, ул. <...>, что подтверждается свидетельством и государственной регистрации права <...>
28 июля 2010 года между Обществом-1 (управляющая компания) и <...> заключен договор № <...>.
Предметом указанного договора является предоставление гражданам, проживающим в доме, расположенном по адресу: г. <...>, ул. <...>, жилищно-коммунальных услуг, а также совместная деятельность управляющей компании и потребителя, направленная на эффективное управление домом и обеспечение благоприятных, безопасных условий проживания.
Указанный договор сторонами до настоящего времени не расторгнут, является действующим.
Согласно приложению № 1 к договору от 28 июля 2010 г. № <...>, потребителю оказываются следующие жилищно-коммунальные услуги:
- холодное водоснабжение;
- горячее водоснабжение;
- отопление;
- услуги управляющей компании по тарифу 2,67 руб./кв. м. общей площади в месяц.
Согласно счету-извещению, предъявленному Обществом-1 <...> за март 2014 года, с потребителя, помимо прочего, взимается плата за содержание, ремонт и управление жилищным фондом по тарифу 3,94 руб./кв. м., а также плата за утилизацию ТБО в размере 7,25 руб./чел.
Исходя из содержания выписки из финансового лицевого счета № <...> в отношении жилого дома по адресу: г. <...>, ул. <...>, потребителю <...> с марта 2014 года по август 2014 года производило начисление за услуги по утилизации ТБО в размере 21,75 рублей в месяц.
Вместе с тем, в предмете договора от 28 июля 2010 г. № <...> отсутствуют услуги по утилизации ТБО, согласно представленным в материалы дела документам и сведениям такие услуги потребителю фактически не оказывались.
Кроме того, потребителю <...> в период с марта 2014 г. по август 2014 г. производилось начисление платы по статье "содержание ЖФ" в размере 512,2 рублей в месяц (до марта 2014 г. - 226,2 рублей в месяц).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Амурского УФАС России от 2 февраля 2007 г. № 12 Общество-1 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 процентов на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Предоставление Обществом-1 собственникам жилого дома по адресу: г. <...>, ул. <...>, коммунальных услуг холодного/горячего водоснабжения, отопления по договору от 28 июля 2010 г. № <...> соответствует подпункту "б" пункта 10 Правил.
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оказания услуг по управлению жилыми домами (домовладениями), не относящимися к многоквартирным жилым домам.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит запретов на взимание платы за услуги организации, которая от своего имени и в интересах собственников заключает договоры холодного/горячего водоснабжения, отопления с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из содержания приложения к договору от 28 июля 2010 г. № <...>, плата в размере 2,67 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения установлена для потребителя в качестве платы за услуги управляющей организации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения договором от 28 июля 2010 г. № <...> не предусмотрена, имеющимися в материалах дела документами не подтверждается факт оказания Обществом-1 услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также факт взимания платы за такие услуги.
Согласно выписке из финансового лицевого счета № <...> в отношении жилого дома по адресу: г. <...>, ул. <...>, в период с марта 2014 года по август 2014 года потребителям начислялась плата за услуги по утилизации ТБО, которые договором от 28 июля 2010 г. № <...> не предусмотрены и фактически не оказывались.
Кроме того, в период с марта 2014 года по август 2014 года потребителям начислялась плата за услуги управляющей организации в размере 512,2 рублей в месяц. При установленном тарифе 2,67 рублей за 1 кв. м. общей площади жилого помещения и общей площади жилого дома 135 кв. м. указанная стоимость является завышенной.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В материалы дела не представлено доказательств обоснованности вышеуказанных действий.
Таким образом, в период с марта по август 2014 года Обществом-1 необоснованно взималась плата за услуги по утилизации твердых бытовых отходов, а также необоснованно завышена стоимость услуг управляющей организации по договору от 28 июля 2010 г. № <...>.
Указанные действия привели к ущемлению интересов собственников жилого дома по адресу: г. <...>, ул. <...>, поскольку необоснованно возложили на них обязанности по оплате денежных средств.
Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия Общества-1 являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Как следует из представленных в материалы дела документов и сведений, Обществом-1 произведен перерасчет платы за услуги, оказанные в период с марта по август 2014 года по договору от 28 июля 2010 г. № <...>, начисления приведены в соответствие условиям договора, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать действия Общества-1, выразившиеся в необоснованном взимании платы за оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов, завышении стоимости услуг по содержанию, ремонту и управлению жилищным фондом в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. <...>, ул. <...>, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Производство по делу прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.


------------------------------------------------------------------