По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Главы Белогорского района от 02.03.2015 N 126 "О Порядке ведения претензионно-исковой работы и работы по контролю за исполнением судебных решений организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории муниципального образования Белогорского района"



АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. № 126

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЫ И РАБОТЫ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА

Руководствуясь Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", постановлениями Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в целях организации комплексного подхода и координации деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства по работе по снижению дебиторской задолженности постановляю:
1. Утвердить Порядок ведения претензионно-исковой работы и работы по контролю за исполнением судебных решений.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы муниципального образования Белогорского района М.Ю.Герасимова.

Глава
муниципального образования
Белогорского района
Д.В.ИНЮТОЧКИН





Приложение
к постановлению
главы
муниципального образования
Белогорского района
от 2 марта 2015 г. № 126

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЫ И РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

1. Общие положения

Настоящий Порядок ведения претензионно-исковой работы и работы по контролю за исполнением судебных решений (далее - Порядок) разработан в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", постановлениями Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в целях организации комплексного подхода и координации деятельности предприятия ЖКХ по работе с дебиторской задолженностью.

2. Определение и категории дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность (далее - ДЗ) - задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные им предприятиями ЖКХ.
Своевременный и достоверный учет дебиторской задолженности обеспечивается специалистами предприятий ЖКХ, расчетно-кассового центра.
На каждом предприятии необходимо утвердить положение о работе с дебиторской задолженностью, регламент (порядок) проведения работ, установить индикаторы оценки эффективности работы лиц, ответственных за работу с дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность, сформировавшаяся на отчетную дату, подразделяется на текущую и просроченную задолженность.
Текущая задолженность - задолженность потребителей услуг, сформировавшаяся на отчетную дату, срок оплаты которой еще не наступил в соответствии с заключенными договорами или нормативными актами РФ.
Просроченная задолженность - задолженность потребителей услуг на отчетную дату, возникшая вследствие неисполнения потребителями услуг обязанности по оплате в установленные сроки, предусмотренные заключенными договорами или нормативными актами РФ.
Просроченная дебиторская задолженность подразделяется на:
а) рабочую, в том числе на:
- просроченную задолженность со сроком образования от 1 до 2 месяцев;
- реструктуризированную задолженность;
- прочую не реструктуризированную задолженность (исковая задолженность, задолженность по исполнительным листам и проч.);
б) мораторную;
в) безнадежную к взысканию ("мертвую").
Реструктуризированная задолженность - просроченная задолженность, порядок и сроки оплаты которой предусмотрены соглашением о реструктуризации, заключенным с потребителем-должником и являющимся неотъемлемой частью заключенного договора.
Прочая не реструктуризированная задолженность - просроченная дебиторская задолженность с периодом просрочки 2 и более месяцев.
Прочая не реструктуризированная задолженность подразделяется на:
а) исковую - задолженность, для взыскания которой предъявлены требования в судебном порядке и по которой решения суда не вступили в законную силу (в судебном производстве), и задолженность, в отношении которой судебными органами выданы исполнительные листы или судебные приказы (в исполнительном производстве);
б) неотработанную задолженность - задолженность, в отношении которой требуется принять меры правового характера.
Мораторная задолженность - задолженность потребителей, включенная в реестр требований в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства (на основании ст. 95 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Безнадежная к взысканию ("мертвая") - задолженность следующих категорий потребителей:
- задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания и правовые основания для обжалования данного акта отсутствуют;
- задолженность предприятий-дебиторов, фактически прекративших свою деятельность, но не исключенных в установленном порядке из ЕГРЮЛ;
- задолженность, в отношении которой истек срок исковой давности;
- умерших физических лиц, не имеющих имущества, которое может быть передано в порядке наследования (наследникам по закону либо завещанию, либо на основании закона - государству);
- задолженность, для взыскания которой отсутствуют первичные учетные обосновывающие документы, требуемые для предъявления требований в судебном порядке;
- задолженность, по которой имеется акт службы судебных приставов о невозможности взыскания (об отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание).
Перевод дебиторской задолженности в категорию безнадежной к взысканию ("мертвой") и ее списание на убытки возможны только после принятия всех мер, направленных на ее взыскание.
Безнадежная к взысканию ДЗ подлежит списанию на убытки в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Одна и та же задолженность не может одновременно относиться к нескольким категориям.

3. Порядок работы с дебиторской задолженностью

В соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения поставщиков и потребителей коммунальных услуг, а также условиями большинства заключенных договоров указанные ниже группы потребителей имеют нижеследующие базовые условия по оплате:
- бюджетные организации - оплачивают услуги в следующем месяце за их оказанием (потреблением);
- население (в том числе ТСЖ, управляющие компании) - оплачивает услуги в следующем месяце за их оказанием (потреблением);
- юридические лица, кроме бюджетных организаций (прочие), - оплачивают услуги в месяце их оказания (потребления).
Независимо от конкретной даты оплаты, указанной в нормативном акте или заключенном договоре, дебиторская задолженность переходит в разряд просроченной в месяце, следующем за месяцем, в котором она должна быть оплачена.
Для юридических лиц, за исключением бюджетных организаций, месяцем оплаты считается месяц, в котором оказана услуга. Для бюджетных организаций и населения месяцем оплаты считается месяц, следующий за месяцем оказания услуги.
Далее по тексту под началом периода образования задолженности (просроченной задолженности) следует понимать первый месяц, в который задолженность стала просроченной.
Описанные ниже мероприятия по работе с дебиторской задолженностью в случае их непроведения по объективным или субъективным причинам в период, когда они должны быть проведены в соответствии с разработанными регламентом предприятия ЖКХ, проводятся с более "старой" задолженностью в безусловном порядке.

3.1. Порядок работы с задолженностью в месяце ее оплаты

По всем группам потребителей в указанный период работа специалистов предприятий ЖКХ, ответственных за сбытовую деятельность и работу с дебиторской задолженностью, носит уведомительно-предупредительный характер:
- рассылка счетов;
- предупредительные звонки;
- отправка уведомлений о необходимости своевременной оплаты.
Работа должна быть направлена на своевременное, достоверное и полное уведомление потребителей о размере текущей задолженности, месте и сроке ее оплаты в соответствии с установленными тарифами по установленной форме.

3.2. Порядок работы с задолженностью с первого по второй месяц просрочки по юридическим лицам и с первого по третий месяц просрочки по физическим лицам

3.2.1. По потребителям - юридическим лицам

Специалистами по работе с абонентами проводятся следующие мероприятия:
- переговоры с должником о добровольной оплате задолженности, включая уведомление о принудительном взыскании задолженности с указанием негативных для должника последствий такого взыскания, а также письменные (телефонограммой) обращения к должнику с требованием оплатить задолженность (претензии);
- формирование заявок на ограничение режима потребления коммунальных услуг по потребителям с просроченной дебиторской задолженностью;
- уведомление потребителей-должников (вручение предупреждений, уведомлений о прекращении оказания коммунальных услуг);
- прекращение оказания коммунальных услуг (возобновление оказания услуг осуществляется после полного погашения потребителем задолженности либо заключения с потребителем соглашения о реструктуризации задолженности и полной оплаты потребителем счетов за обратное подключение);
- выявление фактов самовольного подключения и производство прекращения оказания услуг.
Юридическими службами (юристом) предприятий ЖКХ проводятся следующие мероприятия:
- направление претензий к юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица с требованием об оплате задолженности. В претензии должны в обязательном порядке указываться негативные последствия для должника, вызванные предъявлением иска и принудительным исполнением судебного акта (взыскание штрафных санкций, государственной пошлины, исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, арест имущества и т.д.). Все претензии к должникам должны быть предъявлены в течение 10 дней с момента просрочки. Срок погашения задолженности, предоставляемый должнику в заявленном требовании, не должен превышать 10 дней, за исключением случаев мотивированного обращения должника с просьбой о заключении соглашения о реструктуризации задолженности (ее признания и предоставления рассрочки в погашении). В обращении о погашении задолженности должны быть указаны размер и требование о погашении всей задолженности, срок погашения которой наступил на дату обращения;
- предъявление заявления о выявленных фактах самовольного подключения организаций для привлечения к ответственности по ст. 7.19 КоАП (в случае выявления первичного незаконного подключения) и по ст. 158 УК РФ (в случае выявления неоднократного незаконного получения оказываемых услуг) осуществляется на основании актов о незаконном подключении.

3.2.2. По потребителям - физическим лицам

Специалистами предприятий ЖКХ по работе с населением осуществляются следующие мероприятия:
- обзвон потребителей с использованием автоматизированных систем. Автодозвон может производиться с применением текста следующего содержания: "В случае неоплаты задолженности по исполнительному листу судебным приставом-исполнителем будут произведены арест имущества, обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иной доход; ограничение выезда за пределы РФ; принудительное вскрытие жилого помещения в случае недопуска в квартиру; применение мер административной ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя за неявку по вызову в службу судебных приставов (далее - ССП)";
- распечатка и разноска потребителям напоминаний о наличии задолженности в форме претензий, уведомлений о введении ограничений по подаче ГВС, электроэнергии и т.д.;
- составление и подписание с потребителем актов сверки по дебиторской задолженности за потребленные коммунальные услуги для дальнейшей передачи юристам предприятия ЖКХ;
- расклеивание на подъездах домов объявлений о наличии в подъезде жителей с просроченной дебиторской задолженностью и требованиями в кратчайшие сроки оплаты задолженности;
- заключение за подписью руководителя предприятия ЖКХ соглашений о реструктуризации задолженности потребителей - физических лиц на срок не более 24 месяцев при условии 100% оплаты текущих начислений;
- проведение обходов в соответствии с графиками и уточнение данных о потребителях-неплательщиках (место работы, контактные телефоны, наличие оснований для получения субсидий, семейный доход потребителя, наличие ликвидного имущества), фиксирование полученных данных в листах обхода;
- проведение в период обходов разъяснительной работы по вопросам порядка получения гражданами субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для погашения задолженности малообеспеченных потребителей.

3.3. Порядок работы с задолженностью после второго месяца просрочки по юридическим лицам и третьего месяца просрочки по физическим лицам

Юридическая служба предприятий ЖКХ в соответствии с утвержденными планами претензионно-исковой работы готовит и направляет в суды исковые заявления и заявления о выдаче судебных приказов о взыскании.
Одновременно проводятся мероприятия по розыску имущества должников, персональных данных о руководителях и учредителях предприятий-неплательщиков.
Мероприятия по ограничению оказания коммунальных услуг в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).
Ограничение коммунальных услуг вводится с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя.
Для организации мероприятий по ограничению оказания услуг исходя из информации о наличии дебиторской задолженности специалистами по работе с населением формируются ежемесячные и оперативные (ежедневные планы) по введению ограничения потребителей-неплательщиков.
Специалистами по работе с населением в срок до 5-го числа каждого месяца формируются реестры должников, по которым в результате недопуска не было произведено прекращение оказания услуг, производится передача реестров в юридические службы предприятия ЖКХ для предъявления в суд требований об ограничении услуги в судебном порядке.
Юристами организаций ЖКХ обеспечиваются своевременное получение судебных решений и исполнительных листов о принудительном прекращении оказания услуги потребителям-должникам и предъявление исполнительных листов в службы судебных приставов. Ведется особый контроль вынесения приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.
Юристами организаций ЖКХ в срок до 3-го числа каждого месяца формируется реестр должников, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по решению о принудительном прекращении подачи ресурсов, не допустивших представителей ССП для принудительного исполнения.
Юристами организаций ЖКХ производятся инициирование и сопровождение деятельности представителей ССП в отношении потребителей, не допустивших представителей ССП для принудительного ограничения по оформлению и производству принудительного проникновения в помещение потребителя для производства исполнительных действий.
Возобновление оказания услуг осуществляется после полного погашения потребителем задолженности (либо заключения с потребителем соглашения о реструктуризации задолженности) и полной оплаты потребителем счетов за обратное подключение.

4. Порядок проведения правовой работы

Порядок правовой работы по взысканию дебиторской задолженности делится на следующие этапы:
- исковое производство - предъявление исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды с представительством интересов организаций ЖКХ по соответствующим делам;

- исполнительное производство - предъявление в Службу судебных приставов и в иные органы (казначейства, банки, места работы должников) исполнительных документов, выданных на основании решений судов, вступивших в законную силу; контроль за ходом исполнительного производства и представительство интересов организаций ЖКХ в целях взыскания задолженности. Данный этап деятельности осуществляется в рамках Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 1 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

4.1. Исковое производство

Для выполнения работы по взысканию ДЗ предприятием ЖКХ составляются планы подачи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов. Периодом планирования является календарный месяц. План работы по взысканию дебиторской задолженности подлежит согласованию и утверждению руководителем предприятия ЖКХ. В утверждаемом плане указываются количество и сумма предъявляемых требований к абонентам - юридическим лицам с указанием их наименования, общее количество и сумма заявлений к физическим лицам. Количество и сумма предъявляемых заявлений к потребителям - физическим лицам определяются на основании списков потребителей-неплательщиков.
Включение в план предъявления исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов производится по следующим принципам:
- потребители, в отношении которых срок исковой давности истекает. Нарушение установленных сроков предъявления исковых заявлений, предъявления исполнительных листов к исполнению является существенным нарушением трудовой дисциплины;
- органы власти, иные некоммерческие организации в связи с затруднением взыскания с них штрафных санкций (неустойки, проценты на основании ст. 395 ГК РФ) (ст. 401 ГК РФ);
- потребители, имеющие наибольшую сумму основного долга;
- потребители, нарушившие условия соглашения о реструктуризации;
- иные потребители, имеющие просроченную задолженность свыше 2 месяцев (для юридических лиц) или 3 месяцев (в отношении населения).
При невыполнении ежемесячных планов одновременно с отчетом представляется объяснение ответственных лиц о причинах невыполнения по каждому должнику.
Объективными причинами невыполнения плана могут являться:
- оплата абонентом всей суммы задолженности или частичной оплаты до суммы, предъявляемой в последнем расчетном периоде. При этом остается обязательным предъявление сумм штрафных санкций за просрочку оплаты;
- заключение с должником соглашения о реструктуризации задолженности, предусматривающего сроки погашения имеющейся задолженности;
- введение процедуры банкротства в отношении абонента (при этом в обязательном порядке предъявляются требования на основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).
Специалисты по работе с населением незамедлительно сообщают в юридическую службу предприятий ЖКХ о произведенных потребителем платежах в счет погашения задолженности и фиксируют эти платежи в табличной форме по предъявленным искам и по планируемым, но не предъявленным исковым заявлениям и заявлениям о выдаче судебного приказа, с представлением платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату.
При отложении рассмотрения спора в суде для представления недостающих документов, устранения замечаний и т.д. специалисты соответствующих структурных подразделений организации ЖКХ обязаны представить в юридическую службу необходимую информацию и документы, а также обеспечить личное присутствие в судебных заседаниях отдельных специалистов.
Контроль за выполнением плана подачи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа необходимо возложить на руководителя организации ЖКХ либо на его заместителя.
Юридическая служба предприятия ЖКХ представляет руководителю ежемесячный отчет, составленный по установленной форме, о предъявленных исковых заявлениях в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
В течение 2 дней с момента получения решения (определения) по делу копия судебного постановления передается специалисту по работе с абонентами и в бухгалтерию для учета.

4.1.1. Исковое производство по работе с дебиторами - юридическими лицами

При подготовке плана подачи исковых заявлений специалисты по работе с потребителями (отделы реализации) до 10 числа месяца, предшествующего планируемому месяцу, представляют руководителю предприятия ЖКХ списки абонентов, имеющих задолженность со сроком образования более 1 месяца.
До 25 числа текущего месяца юридическая служба совместно со специалистами по работе с потребителями составляет план подачи исковых заявлений на следующий месяц, в котором указываются:
- наименование абонента;
- сумма задолженности;
- номер договора;
- период образования задолженности;
- ответственные лица за подготовку документов по запланированным искам.
Руководитель предприятия ЖКХ должен обеспечить включение в бюджет планируемого месяца сумму денежных средств, необходимую для оплаты государственной пошлины.
В соответствии с утвержденным планом подачи исковых заявлений юридической службой предприятия ЖКХ осуществляется работа по подготовке исковых заявлений.
Для обеспечения выполнения утвержденного плана специалисты по работе с потребителями (отделы реализации) в срок до 3-го числа каждого месяца передают в юридическую службу следующий комплект документов по каждому указанному в плане потребителю-должнику:
- копия договора с приложениями;
- 3 экземпляра расчета задолженности (расчет должен быть подписан главным бухгалтером и скреплен гербовой печатью);
- 2 экземпляра акта сверки, подписанные абонентом (подлинник и копия);
- 2 экземпляра счетов-фактур;
- копии платежных поручений (в случае частичной оплаты задолженности).
Пакет документов проверяется юридической службой предприятия ЖКХ в течение 2 дней и при обнаружении недостатков возвращается для устранения замечаний. Срок устранения замечаний - 1 день с момента получения.
Юридическая служба предприятия ЖКХ формирует по каждому абоненту, перечисленному в плане на месяц, следующий комплект документов:
- копия договора с приложениями;
- подлинник платежного поручения об оплате государственной пошлины;
- расчет задолженности;
- расчет процентов за пользование чужими денежными средствами;
- копия акта сверки, подписанного абонентом; копии счетов-фактур;
- копии платежных поручений (в случае наличия частичной оплаты задолженности).
Копии всех вышеперечисленных документов должны иметь надпись "Копия верна", роспись, должность, Ф.И.О. уполномоченного лица, подготовившего копию, и должны быть скреплены гербовой печатью предприятия ЖКХ.
После формирования полного комплекта документов юридическая служба предприятия ЖКХ готовит исковое заявление и направляет в суд.
Специалисты по работе с потребителями (отделы реализации, главный бухгалтер) немедленно сообщают юридической службе о произведенных платежах в счет погашения задолженности и фиксируют эти платежи в табличной форме по предъявленным искам и по планируемым, но не предъявленным искам, с представлением копий документов, подтверждающих оплату.
При отложении рассмотрения спора в суде для представления недостающих документов, устранения замечаний и т.д. специалисты соответствующих структурных подразделений предприятия обязаны оказать юридической службе помощь, а также обеспечить личное присутствие в судебных заседаниях своих специалистов.

4.1.2. Исковое производство по работе с дебиторами - физическими лицами


При подготовке плана подачи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа специалисты по рабочее с населением до 15 числа месяца, предшествующего планируемому месяцу, представляют руководителю предприятия ЖКХ списки абонентов, имеющих задолженность со сроком просрочки более 2 месяцев и в отношении задолженности которых ранее требования предъявлены не были (в случае если в отношении абонента ранее требование было предъявлено, но возникла иная задолженность, не отраженная в предъявленном требовании, абонент включается в список). В списке должны быть указаны следующие данные: номер, дата договора, наименование должника, период образования задолженности, сумма долга.
До 25 числа текущего месяца юридической службой совместно со специалистами по работе с населением (отделы реализации) составляется план подачи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа на следующий месяц, в котором указываются:
- наименование абонента;
- сумма задолженности;
- номер договора (лицевого счета);
- период образования задолженности;
- ответственные лица за подготовку документов по запланированным искам.
Руководитель предприятия ЖКХ обязан обеспечить включение в бюджет планируемого месяца сумму, необходимую для оплаты государственной пошлины.
В соответствии с утвержденным планом юридической службой осуществляется работа по подготовке исковых заявлений.
При подготовке исковых заявлений в юридическую службу передается следующий комплект документов:
- копия договора (при его наличии) с приложениями;
- 2 экземпляра актов сверок, подписанных абонентом (подлинник и копия - в случае их составления);
- 3 экземпляра лицевого счета (расчет должен быть подписан главным бухгалтером и скреплен печатью).
Представленные документы проверяются юридической службой в течение 2 дней и при обнаружении недостатков возвращаются для устранения выявленных замечаний. Срок устранения замечаний - 5 дней с момента получения.
Юридическая служба формирует по каждому абоненту, перечисленному в утвержденном плане, следующий комплект документов:
- копия договора (при его наличии) с приложениями;
- 2 экземпляра актов сверок, подписанных абонентом (подлинник и копия - в случае их составления);
- 3 экземпляра лицевого счета (расчет должен быть подписан главным бухгалтером и скреплен печатью);
- расчет процентов за пользование чужими денежными средствами;
- платежное поручение на оплату госпошлины (в том числе и за принятие судом обеспечительных мер).
Копии всех документов должны иметь надпись "Копия верна", роспись, должность, Ф.И.О. уполномоченного лица, подготовившего копию, и должны быть скреплены гербовой печатью.
К исковому заявлению может прилагаться ходатайство о применении судом обеспечительной меры в виде запрещения ответчику совершать определенные действия (получения должником оказываемых предприятием ЖКХ услуг) или ходатайство о наложении ареста на имущество должника. В случае вынесения судом определения о запрещении должнику пользования услугами или наложении ареста на имущество должника юридическая служба обязана незамедлительно предъявить в службу судебных приставов исполнительный лист и обеспечить исполнение определения суда с привлечением ответственных служб.
После формирования полного комплекта документов юридическая служба готовит исковое заявление и направляет в суд.
При предъявлении исковых требований в сумму требований должны быть обязательно включены санкции за несвоевременную оплату (неустойка, если она предусмотрена договором, или проценты за пользование чужими средствами на основании ст. 395 ГК РФ).
Главный бухгалтер немедленно сообщает юридической службе о произведенных платежах в счет погашения задолженности и фиксирует эти платежи в табличной форме по предъявленным искам и по планируемым, но не предъявленным искам, с представлением платежных поручений.
При отложении рассмотрения спора в суде для представления недостающих документов, устранения замечаний и т.д. специалисты соответствующих структурных подразделений предприятия обязаны оказать юридической службе предприятия помощь, а также обеспечить личное присутствие в судебных заседаниях своих специалистов.
Юридическая служба предприятия ЖКХ осуществляет подготовку и направление заявлений в суд с требованиями о выселении потребителей-должников из занимаемых жилых помещений на основании имеющейся задолженности по исполнительному документу на основании жилищного законодательства РФ.

4.2. Исполнительное производство

После поступления исполнительного листа на предприятие ЖКХ исполнительный лист должен быть в 2-дневный срок передан руководителю юридической службы предприятия.
На предприятии осуществляется регистрация исполнительных документов в журнале регистрации исполнительных листов.
Журнал регистрации исполнительных листов содержит следующие данные:
- входящий номер (номер по порядку);
- дата регистрации;
- номер поступившего документа;
- дата выдачи документа судом;
- номер судебного дела;
- дата принятия решения судом;
- наименование и краткое содержание (взыскиваемую сумму);
- количество листов;
- Ф.И.О. и должность лица, которому передан для дальнейшей работы документ; дата и роспись в получении документа с расшифровкой фамилии получателя.
После регистрации копия исполнительного листа подшивается в папку "Копии исполнительных листов". В течение 2 дней с момента получения исполнительного листа его копия передается в службы реализации для учета.
Исполнительные листы, в отношении которых заключены соглашения о порядке и сроках расчетов (графики оплаты) либо утверждены судом мировые соглашения, находятся в юридической службе.
Юридической службе предприятия ЖКХ необходимо осуществлять особый контроль и отслеживать выполнение данных соглашений (графиков оплаты). В случае невыполнения соглашений (графиков оплаты) исполнительный лист незамедлительно направляется для исполнения в отделы службы судебных приставов.
Юридической службой предприятия принимаются дальнейшие меры по предъявлению исполнительных листов к исполнению. На каждого должника, указанного в исполнительном листе, должно быть сформировано дело. В деле должны быть все оригиналы (копии) следующих документов:
- исковое заявление;
- расчет цены иска;
- показания приборов учета (при их наличии);
- копия решения суда (судебного приказа);
- копия исполнительного листа;
- заявление о возбуждении исполнительного производства или заявление о направлении исполнительного листа в кредитную организацию, в организацию - место работы должника и др.;
- постановление о возбуждении исполнительного производства;
- копия платежного документа об оплате задолженности (поступление частичной оплаты);
- переписка по делу.
Дела должны храниться в алфавитном порядке с распределением по отделам ССП.

В случае предъявления исполнительного листа в СПП в заявлении должно содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника, в том числе на автотранспорт, в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве" № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года (временное ограничение на выезд должника из РФ).
Исполнительные листы судебного органа по денежным обязательствам должников - получателей средств федерального бюджета предъявляются в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Все остальные исполнительные листы, кроме листов, по которым заключены и выполняются надлежащим образом соглашения о порядке и сроках расчетов, предъявляются в ССП по месту нахождения ответчика в течение 2 дней с момента получения исполнительного листа юридической службой.
В случае возврата исполнительного листа ССП в связи с невозможностью исполнения указанные листы должны предъявляться для повторного исполнения. Исполнительное производство может быть окончено в следующих случаях:
- фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
- фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
- ликвидации должника-организации;
- смерти физических лиц, не имеющих имущества, которое может быть передано в порядке наследования.
На предприятии должны быть обеспечены строгий учет исполнительных листов и ежемесячный отчет по исполнительным листам.
Юридическая служба предприятия должна отслеживать исполнение по исполнительным листам. При этом, в частности:
- максимально использовать права взыскателя, предусмотренные статьей 50 ФЗ "Об исполнительном производстве";
- добиваться от ССП строгого соблюдения процессуальных норм, в частности о направлении в адрес предприятия ЖКХ копий всех вынесенных им постановлений;
- добиваться от ССП полного применения всех возможных мер принудительного исполнения: арест имущества, обращение взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы;
- добиваться от ССП проведения мероприятий, направленных на выселение должника из занимаемого жилого помещения на основании полученного решения суда.
Нарушение, допущенное ССП, должно быть обжаловано в соответствии со ст. 121 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В целях контроля за исполнением исполнительных листов, находящихся в ССП, юридической службой предприятия ЖКХ не реже 1 раза в квартал должна проводиться сверка со службой ССП. Для этих целей ведется журнал сверки по исполнительному производству.
В целях обеспечения правовой защиты законных прав и интересов предприятия ЖКХ представитель юридической службы должен присутствовать при наложении ареста на имущество должника, составлении акта ареста и описи имущества.
В случае прекращения ССП исполнительного производства и возврата исполнительных листов без исполнения по невозможности взыскания необходимо обязательно проверить обоснованность прекращения исполнительного производства.
По результатам проверки в 3-дневный срок представить отчет руководителю предприятия ЖКХ об обстоятельствах прекращения исполнительного производства.
В случае выявленных нарушений со стороны судебных приставов обжаловать действия судебных приставов в соответствии со ст. 121 Закона РФ о прекращении исполнительного производства.
Юридической службой в срок до 10-го числа каждого месяца формируются реестры исполнительных листов по должникам, оплата задолженности которыми не производилась в течение 6 месяцев с момента предъявления исполнительного листа. Реестр формируется по состоянию на 1 число каждого месяца и передается в отделы по работе с населением для включения потребителя в заявку на ограничение режима потребления коммунальных услуг.

Представители юридической службы предприятия ЖКХ должны участвовать в исполнительном производстве в соответствии со ст. 50, ст. 53 Федерального закона "Об исполнительном производстве" - ФЗ № 229 от 2 октября 2007 года. На предприятии ЖКХ утверждаются графики по совместным выездам по взысканию и аресту имущества должников - физических лиц, согласованные со службой судебных приставов. Количество ежемесячных совместных выездов с приставами определяется приказом руководителя предприятия ЖКХ. В ходе рейдов участники должны прилагать максимум усилий для выявления мест работы должников, иных мест получения постоянных доходов, выявлять имущество должников.
В юридической службе должен быть заведен журнал совместных выездов юрисконсультов со службой судебных приставов по взысканию и аресту имущества должников. В журнале должны быть отражены следующие данные: дата выезда, время выезда, фамилия, имя, отчество ответственного юрисконсульта и судебного пристава, номер исполнительного производства, во исполнение которого осуществляется выезд, результат выезда.
Руководитель предприятия ЖКХ обязан обеспечить специалистов всеми необходимыми средствами для совместных выездов с судебными приставами по взысканию и аресту имущества должников. В проводимых рейдах желательно участие администрации муниципального образования.
В отношении граждан, имеющих существенную дебиторскую задолженность в исполнительном производстве и не оплачивающих текущие коммунальные платежи, юридическая служба предприятия ЖКХ предъявляет в суд следующие требования:
- о переселении в жилые помещения меньшей площади, если должник проживает в муниципальном жилищном фонде на основании договора найма (ст. 90 ЖК РФ), а также о выселении без предоставления другого жилого помещения (ст. 91 ЖК РФ);
- об обращении взыскания на жилое помещение, находящееся в собственности должника, и принудительном выселении его в иное жилое помещение меньшей площади (ст.ст. 6, 293 ГК РФ).

4.3. Возбуждение процедуры банкротства в отношении должников - юридических лиц

Работа с дебиторами-банкротами проводится в целях защиты экономических интересов предприятия ЖКХ. Обеспечение взыскания задолженности дебиторов-банкротов осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" путем активного участия представителей предприятия ЖКХ в собраниях кредиторов и решении вопросов, связанных с погашением дебиторской задолженности предприятия ЖКХ в рамках Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)".

Руководитель юридической службы должен нести ответственность за своевременное предъявление требований к должникам в рамках указанного в п. 7.1 Закона, обеспечивать участие представителей предприятия ЖКХ в реализации норм закона в целях недопущения списания задолженности.


------------------------------------------------------------------