По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Администрации города Белогорска от 17.04.2015 N 679 "Об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования г. Белогорск в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛОГОРСКА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 г. № 679

ОБ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. БЕЛОГОРСК В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Амурской области от 6 марта 1997 г. № 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях постановляю:
1. Утвердить Положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования г. Белогорск в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений, организаций муниципального образования города Белогорск независимо от их организационно-правовой формы разработать положение о проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и их обеспечение на объектовом уровне.
3. Признать утратившим силу постановление администрации города Белогорск от 16 марта 2012 г. № 379 "Об утверждении Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Белогорский вестник".
5. Внести в подраздел 10.2 раздела 10 "Законность и общественная безопасность" базы нормативных правовых актов администрации города Белогорск.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы по ЖКХ - начальника МКУ "Управление ЖКХ администрации г. Белогорск" А.Н.Башуна.

Глава
муниципального образования
города Белогорска
С.Ю.МЕЛЮКОВ





Утверждено
постановлением
администрации
города Белогорска
от 17 апреля 2015 г. № 679

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. БЕЛОГОРСК В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования г. Белогорск в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1.2. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из способов защиты населения и снижения размеров материальных потерь в чрезвычайных ситуациях.
1.3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей (далее - эвакуация) представляет собой комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, их размещению в безопасных районах и жизнеобеспечению эвакуированного населения.
1.4. Безопасный район - это территория за пределами зоны чрезвычайной ситуации, подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
1.5. Виды эвакуации в чрезвычайных ситуациях:
1.5.1. В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации и своего пространственного размаха эвакуация может быть локальной, муниципальной и региональной:
- локальная эвакуация проводится силами и средствами организации в чрезвычайной ситуации, не выходящей за пределы объекта производственного или социального назначения организации. Эвакуируемые из зоны чрезвычайной ситуации работники или население, а также материальные и культурные ценности размещаются в зданиях и сооружениях, принадлежащих организации;
- муниципальная эвакуация проводится силами и средствами органа местного самоуправления в чрезвычайной ситуации, распространяющейся на одно или несколько поселений муниципального района или часть городского округа. Силы и средства поселений участвуют в проведении муниципальной эвакуации. Население, материальные и культурные ценности эвакуируются в безопасные районы, расположенные в непосредственной части территорий указанного выше муниципального образования;
- региональная эвакуация проводится силами и средствами администрации области и органа местного самоуправления муниципального образования в случае, если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы муниципального образования. Население, материальные и культурные ценности эвакуируются в безопасные районы, расположенные в непосредственной части территорий области.
1.5.2. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной):
- упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения чрезвычайной ситуации;
- экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
1.5.3. В зависимости от степени охвата населения, материальных и культурных ценностей эвакуация может быть общей и частичной:
- общей эвакуации подлежат все категории населения и предусмотренные к вывозу из зоны чрезвычайной ситуации материальные и культурные ценности;
- частичной эвакуации, как правило, подлежат:
- нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах, образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами семей) или отдельные категории населения, наиболее подверженные воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации (лица моложе и старше трудоспособного возраста, находящиеся на амбулаторном лечении, инвалиды совместно с лицами, сопровождающими малолетних детей, престарелых, больных и инвалидов);
- материальные и культурные ценности, предусмотренные к первоочередной эвакуации.
1.6. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
- государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
- производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
- запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
- сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
- запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации.
1.7. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
- культурные ценности мирового значения;
- российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
- культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
- электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
- культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
1.8. Основанием для определения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами структурных подразделений органа местного самоуправления и организаций.
1.9. Эвакуация осуществляется, как правило, по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым:
- эвакуация работников организаций, неработающих членов их семей, материальных и культурных ценностей организуется и проводится должностными лицами организации;
- эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, а также не принадлежащих организациям материальных и культурных ценностей организуется и проводится соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования.
В отдельных случаях эвакуация может проводиться по территориальному принципу непосредственно из мест нахождения населения.
1.10. В зонах чрезвычайных ситуаций могут продолжать деятельность организации с непрерывным циклом работы при условии, если они обеспечивают безопасность работающих и подвозимых (отвозимых) смен.
Работники указанных организаций подлежат рассредоточению.
Рассредоточиваемые работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к месту расположения организаций безопасных районах.
1.11. Население из зоны чрезвычайной ситуации эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения, имеющимся транспортом.
1.12. Руководство подготовкой и проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также подготовкой безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей на местном и объектовом уровнях осуществляют глава муниципального образования и руководители организаций.
1.13. Для подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях заблаговременно создаются нештатные эвакуационные органы:
а) на местном уровне:
- в зонах возможных чрезвычайных ситуаций - эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, оперативные группы по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
- в безопасных районах - эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты;
б) на объектовом уровне:
- в зонах возможных чрезвычайных ситуаций - эвакуационные комиссии и при необходимости сборные эвакуационные пункты, группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
- в безопасных районах - эвакоприемные комиссии и при необходимости приемные эвакуационные пункты.
Дополнительно на местном и объектовом уровнях могут создаваться администрации пунктов посадки эвакуируемого населения на транспорт и пунктов его высадки из транспорта.
Организационная структура, состав, компетенция, полномочия указанных эвакуационных органов и порядок выполнения ими задач определяются положениями об эвакуационных органах, утверждаемыми соответственно главой муниципального образования, руководителями организаций.
1.14. Эвакуационные и эвакоприемные комиссии являются органами управления эвакуацией.
Председатели эвакуационных и эвакоприемных комиссий муниципального образования и организаций участвуют в работе соответственно комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и организаций по вопросам, относящимся к компетенции эвакуационных и эвакоприемных комиссий. В этой связи они, как правило, включаются в персональный состав указанных комиссий.
В целях достижения непрерывности и устойчивости управления в эвакуационных и эвакоприемных комиссиях муниципальных районов создаются рабочие аппараты (штабы) во главе с одним из заместителей председателя комиссии. На рабочий аппарат возлагаются задачи по координации деятельности состава комиссии, планированию эвакуационных мероприятий и обеспечению управления этими мероприятиями между заседаниями комиссии.
1.15. Силами и средствами, привлекаемыми к проведению эвакуации, являются:
- сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, приемные эвакуационные пункты;
- эвакуационные эшелоны (поезда), автотранспортные колонны и группы, формируемые и выделяемые транспортными организациями, находящимися в ведении органа местного самоуправления;
- органы разведки, связи и оповещения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, транспортного, медико-санитарного, инженерного, материально-технического и коммунально-бытового обеспечения, выделяемые организациями, находящимися в ведении органа местного самоуправления.
1.16. Основные задачи эвакуационных органов:
1.16.1. На эвакуационные комиссии возлагаются:
- планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- организация подготовки и проведения эвакуации;
- контроль планирования, подготовки и проведения эвакуации подведомственными эвакуационными комиссиями, сборными эвакуационными пунктами, группами управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативными группами по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, промежуточными пунктами эвакуации.
1.16.2. На эвакоприемные комиссии возлагаются:
- планирование приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей;
- организация подготовки и проведения указанных выше эвакуационных мероприятий;
- контроль планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий подведомственными эвакоприемными комиссиями и приемными эвакуационными пунктами.
1.16.3. Сборные эвакуационные пункты предназначены для сбора и учета эвакуируемого населения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, обеспечения посадки эвакуируемых в транспорт или вывода их в исходные пункты маршрутов пешей эвакуации и организованной отправки в безопасные районы.
При экстренной эвакуации сборные эвакуационные пункты, как правило, не развертываются. Их задачи выполняют оперативные группы по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, на которые возлагаются:
- оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения населения;
- формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
- осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакуационных органов;
- организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
1.16.4. Промежуточные пункты эвакуации предназначены для:
- кратковременного размещения населения за пределами зон чрезвычайных ситуаций в ближайших населенных пунктах безопасных районов;
- переучета эвакуируемого населения;
- проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки и последующей организованной отправки эвакуируемого населения в места постоянного размещения в безопасных районах.
1.16.5. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации предназначены для организации и обеспечения движения пеших колонн, ведения радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте, оказания медицинской помощи в пути следования и организации охраны общественного порядка.
1.16.6. Приемные эвакуационные пункты предназначены для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов), автомобильных колонн и групп с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места размещения (хранения) в безопасных районах.
1.17. Право принятия решения на проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях принадлежит:
- локальной эвакуации - руководителю организации (председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации);
- муниципальной эвакуации - главе муниципального образования (председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования).
В отдельных случаях указанные выше лица своими распоряжениями могут делегировать право принятия решения на проведение эвакуации руководителю дежурно-диспетчерской службы или руководителю проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Решения принимаются с учетом установленных критериев допустимого воздействия на людей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
1.18. Эвакуация начинается с получением распоряжения о ее проведении и завершается после вывоза (вывода) населения, вывоза материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещения и организации жизнеобеспечения эвакуированного населения.
1.19. Эвакуируемое население, материальные и культурные ценности возвращаются в места постоянного размещения после устранения угрозы их безопасности по распоряжению лиц, на которых возложено руководство эвакуацией.

2. Подготовка к эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях

2.1. Подготовка к эвакуации населения, культурных и материальных ценностей проводится заблаговременно с учетом прогноза возможной чрезвычайной ситуации и непосредственно при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
2.1.1. Заблаговременная подготовка эвакуации включает в себя следующие основные мероприятия:
- планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях;
- создание эвакуационных органов;
- обучение руководящих лиц органа местного самоуправления и организаций, персонала эвакуационных органов и населения;
- подготовку пунктов посадки населения на транспорт и высадки из него, погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, маршрутов эвакуации и безопасных районов для размещения населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей;
- подготовку транспорта к эвакуационным перевозкам;
- подготовку видов обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- подготовку пунктов управления, систем связи и оповещения;
- проверку состояния готовности сил и средств органа местного самоуправления и организаций к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещению в безопасных районах и жизнеобеспечению эвакуированного населения.
2.1.2. Непосредственная подготовка включает в себя следующие основные мероприятия:
- приведение эвакуационных органов и органов обеспечения эвакуации в готовность к развертыванию;
- уточнение планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях, планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей, эвакуируемых в чрезвычайных ситуациях, разделов планов действий и планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся эвакуации;
- подготовку к развертыванию пунктов посадки населения на транспорт и высадки из него, пунктов погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, пунктов и мест размещения населения (пунктов длительного пребывания населения) и пунктов хранения материальных и культурных ценностей в безопасных районах;
- разведку маршрутов эвакуации;
- подготовку объектов и систем жизнеобеспечения в безопасных районах к функционированию в условиях эвакуации;
- техническое обслуживание транспорта, приписанного к эвакуационным эшелонам, колоннам и группам;
- информирование населения об обстановке и его инструктирование о порядке действий в эвакуации;
- проверку готовности систем связи и оповещения.

2.3. Планирование муниципальной эвакуации населения, материальных и культурных ценностей проводится на местном и объектовом уровнях, локальной эвакуации - на объектовом уровне.
Основанием для планирования являются распоряжения соответственно губернатора области, главы муниципального образования, руководителя организации (председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности).
При планировании учитываются:
- соглашения и планы взаимодействия органов местного самоуправления и организаций в чрезвычайных ситуациях;
- планы действий и планы обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно муниципального образования, организации.
2.3.1. Планирование на местном уровне проводят эвакуационные и эвакоприемные комиссии муниципального образования совместно с органами, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также органами, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования.
В планировании участвуют организации, работники которых с неработающими членами семей, материальные и культурные ценности подлежат эвакуации и организации, принимающие население, материальные и культурные ценности в чрезвычайных ситуациях.
К планированию в установленном порядке привлекаются организации, подведомственные муниципальным органам исполнительной власти, осуществляющие обеспечение действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При планировании разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией муниципального образования, расположенного в зоне чрезвычайной ситуации:
- план эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера муниципального образования с разделами в части, касающейся муниципальной и региональной эвакуации;
б) эвакоприемной комиссией муниципального образования, расположенной в безопасных районах:
- план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей, эвакуируемых на территорию муниципального образования в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в части, касающейся региональной эвакуации;
в) органом, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны:
- разделы плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования в части, касающейся эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей;
г) органами, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования:
- разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования в части, касающейся указанных выше эвакуационных мероприятий;
д) транспортными организациями, подведомственными органу местного самоуправления муниципального образования:
- планы эвакуационных перевозок;
ж) организациями, подведомственными органу местного самоуправления, на которые возлагаются задачи обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся муниципальной и региональной эвакуации.
2.3.2. Планирование на объектовом уровне проводят эвакуационные комиссии организаций совместно со структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также структурными подразделениями (работниками), осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При планировании разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией организации, расположенной в зоне чрезвычайных ситуаций:
- план эвакуации работников, членов их семей и материальных (культурных) ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с разделами в части, касающейся локальной, муниципальной эвакуации;
б) эвакоприемной комиссией организации, расположенной в безопасных районах:
- план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения (приема и хранения материальных и культурных ценностей), эвакуируемого в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, с разделами в части, касающейся муниципальной эвакуации;
в) структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и гражданской обороны:
- разделы планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в части, касающейся эвакуации работников, членов их семей и материальных (культурных) ценностей и приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения (приема и хранения материальных и культурных ценностей);
г) структурными подразделениями (работниками) организаций, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в части, касающейся указанных выше эвакуационных мероприятий.
2.3.3. Планы (разделы планов), разрабатываемые органом местного самоуправления, подписываются председателем эвакуационной (эвакоприемной) комиссии и руководителями органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, согласуются с эвакуационной комиссией Амурской области и управлением гражданской защиты и пожарной безопасности администрации области в части, касающейся региональной эвакуации, и утверждаются главой муниципального образования.
2.4. Определенные в соответствии с планами задачи доводятся до соответствующих исполнителей распоряжениями главы муниципального образования, руководителей организаций.
2.5. Обучение руководящих лиц органа местного самоуправления, организаций и эвакуационных органов по вопросам организации и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляется путем их подготовки (повышения квалификации) в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Амурской области, участия в учебно-методических сборах, учениях и тренировках по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, самостоятельного изучения нормативных правовых документов. Руководители эвакуационных органов организаций также обучаются на курсах гражданской обороны муниципального образования.
Работники эвакуационных органов муниципального образования и организаций обучаются выполнению возложенных на них обязанностей на занятиях по месту работы, учениях, тренировках и самостоятельно.
Обучение населения действиям в эвакуации осуществляется путем проведения с ними занятий и других мероприятий учебной направленности по месту работы, учебы и жительства, их участия в установленном порядке в учениях и тренировках, самостоятельного изучения памяток, листовок и пособий, просмотров телепередач и прослушивания радиопередач по темам, касающимся эвакуации.
2.6. Пункты посадки населения на транспорт и высадки из него, погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, маршруты эвакуации и безопасные районы для размещения населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей определяются и оборудуются в соответствии с установленными требованиями и нормативами по планам строительства потенциально опасных объектов, а также с планом экономического и социального развития муниципального образования.
2.6.1. Подготовка пунктов посадки населения на транспорт и высадки из него, погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей проводится транспортными организациями. Основными мероприятиями подготовки являются:
- установление порядка использования железнодорожных станций и других пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей в период эвакуации;
- содержание указанных пунктов согласно текущим планам организаций, муниципального образования и области;
- создание резервов материальных ресурсов для обеспечения быстрой и безопасной посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей;
- подготовка работников транспортных организаций к выполнению возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.6.2. Подготовка маршрутов эвакуации проводится дорожно-эксплуатационными, дорожно-строительными организациями.
Подготовка включает:
- установление порядка использования дорог в период эвакуации;
- содержание дорог согласно текущим планам;
- создание резервов материальных ресурсов для обозначения маршрутов эвакуации, регулирования движения и проведения экстренных ремонтно-восстановительных работ;
- подготовку работников указанных выше организаций к выполнению возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.6.3. Подготовка безопасных районов проводится организациями, органом местного самоуправления поселения. Основными мероприятиями подготовки безопасных районов являются:
- определение и заблаговременное закрепление за организациями и органами местного самоуправления, находящимися в зоне возможной чрезвычайной ситуации, пунктов длительного пребывания эвакуируемого населения, пунктов хранения материальных и культурных ценностей, объектов и систем жизнеобеспечения;
- установление порядка использования указанных элементов инфраструктуры безопасных районов в период эвакуации;
- их содержание в соответствии с текущими планами;
- создание резервов материальных ресурсов для жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
- подготовка сил и средств организаций, органов местного самоуправления к проведению мероприятий жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
2.6.4. Пункты временного размещения и питания эвакуируемого населения создаются, как правило, в зданиях общественного назначения (гостиницы, профилактории, дома отдыха, оздоровительные лагеря, туристические базы, учреждения среднего профессионального образования, школы, детские сады, больницы, дома культуры, клубы, развлекательные центры и другие). В отдельных случаях эвакуируемое население может размещаться в жилых зданиях и помещениях методом подселения, в приспособленных зданиях и сооружениях и во временных сооружениях (палатки, модули, землянки). На размещение необходимо иметь согласие владельцев зданий, сооружений и помещений.
2.6.5. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях заключается в создании и поддержании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей. К видам жизнеобеспечения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости. Первоочередное жизнеобеспечение эвакуированного населения осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации области от 19 марта 2002 г. № 171 "Об основных нормах по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях".
2.6.6. К эвакуационным перевозкам привлекаются транспорт организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также личный транспорт граждан.
Подготовка транспорта включает:
- определение и постановку на учет в организациях, транспортных органах муниципального образования технически исправных, приспособленных к перевозке людей, материальных и культурных ценностей транспортных средств;
- их закрепление за эвакуационными эшелонами, колоннами и группами;
- установление порядка приведения указанных эшелонов, колонн и групп в готовность к эвакуационным перевозкам и выполнения ими задач по вывозу населения, материальных и культурных ценностей;
- создание резерва материальных ресурсов для уплотненной посадки людей и обеспечения безопасности их перевозок;
- содержание, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в соответствии с текущими планами организаций;
- подготовку водителей автотранспорта, экипажей поездов к выполнению возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.7. К видам обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей относятся:
- разведка (биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая и химическая);
- связь и оповещение;
- транспортное, инженерное, медико-санитарное обеспечение;
- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;
- материально-техническое обеспечение (техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение ГСМ и запасными частями, снабжение водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечение эвакуационных органов необходимым имуществом);
- коммунально-бытовое и финансовое обеспечение.
2.8. Подготовка видов обеспечения эвакуации населения возлагается на соответствующие структурные подразделения органа местного самоуправления и организаций.
Основными мероприятиями заблаговременной подготовки видов обеспечения эвакуации являются:
- определение вероятных объемов работ и услуг по обеспечению эвакуации;
- определение или формирование органов, предназначенных для предоставления указанных услуг и работ;
- снабжение органов обеспечения эвакуации необходимыми материально-техническими средствами, создание резерва материальных ресурсов для их снабжения;
- установление порядка приведения органов обеспечения эвакуации в готовность и их действий в ходе эвакуации;
- подготовка работников органов обеспечения к выполнению возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.9. Резервы материальных ресурсов для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в каждом конкретном случае определяются губернатором области, главой муниципального образования и руководителями организаций с учетом имеющихся возможностей. При необходимости в установленном порядке могут использоваться целевые финансовые резервы и резервы материальных ресурсов, создаваемые для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.10. Создание эвакуационных органов, подготовка пунктов посадки населения на транспорт и высадки из него, погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, маршрутов эвакуации и безопасных районов, а также подготовка видов обеспечения эвакуации проводятся на основании соглашений, заключаемых стороной, эвакуирующей население, материальные и культурные ценности, с соответствующими организациями, органами местного самоуправления, структурными подразделениями администрации области и при необходимости с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации. В соглашениях указываются обязательства сторон по предоставлению услуг и работ и компенсированию произведенных затрат.
2.11. Для управления эвакуационными мероприятиями эвакуационным и эвакоприемным комиссиям муниципального образования и организаций определяются рабочие места и выделяются каналы связи на пунктах управления соответственно главы муниципального образования и организаций (председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и организаций).
2.12. Оповещение главы муниципального образования и эвакуационной комиссии об эвакуационных мероприятиях организуется и проводится ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" по существующим каналам и линиям связи с использованием системы централизованного вещания области, а также междугородних, внутригородских, ведомственных телефонных сетей, предоставляемых по установленным паролям. Оповещение организаций и эвакуационных органов проводится органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, с использованием централизованного оповещения и местных телефонных сетей. Оповещение населения проводится по местным (локальным) системам оповещения предприятий, учреждений, а также передачей соответствующих сообщений по радиотрансляционным сетям и телевидению. Для информирования населения об эвакуационных мероприятиях используются подвижные средства с громкоговорящими установками органов охраны общественного порядка и отдела ГИБДД ГУ МВД РФ "Белогорский" Амурской области.
2.13. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера эвакуационные органы и органы обеспечения эвакуации муниципального и объектового уровней доукомплектовываются работниками и обеспечиваются материальными и техническими средствами до установленных норм. Уточняется порядок их развертывания и выполнения возложенных задач.
Эвакуационными и эвакоприемными комиссиями муниципального образования и организаций уточняются планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей. Структурными подразделениями органа местного самоуправления и работниками организаций уточняются разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся эвакуации.
В организациях уточняются списки эвакуируемых.
Проводятся техническое обслуживание транспорта, предназначенного для эвакуационных перевозок, его оборудование средствами уплотненной посадки людей и обеспечение их безопасности.
С использованием средств массовой и наглядной информации осуществляются информирование населения об обстановке и его инструктирование о порядке действий в эвакуации.
Проводится проверка готовности системы связи эвакуационных органов и системы оповещения населения.

3. Проведение эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в чрезвычайных ситуациях муниципального характера

3.1. С получением распоряжения на эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей проводятся следующие основные мероприятия:
- оповещение руководящего состава эвакуационных органов, органов обеспечения эвакуации и населения о начале эвакуации;
- развертывание эвакуационных органов и приведение их в готовность к выполнению возложенных задач;
- сбор населения, подлежащего эвакуации, его учет (регистрация), распределение по эвакуационным эшелонам (поездам), автотранспортным колоннам и группам, а также маршрутам пешей эвакуации на сборных эвакуационных пунктах или оперативными группами по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей;
- посадка населения и погрузка материальных и культурных ценностей на транспорт, вывод пеших колонн на маршруты пешей эвакуации;
- вывоз (вывод) населения в безопасные районы или на промежуточные пункты эвакуации с последующим вывозом (выводом) в безопасные районы;
- прием и учет эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей и их отправка в места размещения (хранения) приемными эвакуационными пунктами;
- организация жизнеобеспечения эвакуированного населения.
3.2. Проведение эвакуации в чрезвычайных ситуациях, вызванных наводнением.
3.2.1. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон наводнения проводится при угрозе затопления населенных пунктов или объектов производственного и социально-бытового назначения в связи с повышением уровня воды в реке и других водоемах в период паводков. Население также подлежит эвакуации при подтоплении и наводнении.
3.2.2. Из зон наводнений проводится, как правило, локальная или муниципальная эвакуация.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится при наличии достоверного прогноза о вероятном наводнении.
При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием сборных эвакуационных пунктов. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на промежуточные пункты эвакуации, расположенные на границы зоны подтопления (наводнения), а затем доставляется в пункты длительного пребывания.
3.2.3. Безопасные районы для размещения и жизнеобеспечения эвакуируемого населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются в ближайших населенных пунктах за пределами зон наводнения. Размещение населения осуществляется в пунктах временного размещения и питания.
3.2.4. Катастрофическое затопление или наводнение сопровождается значительными разрушениями объектов и систем жизнеобеспечения населения. В этой связи срок пребывания эвакуированного населения в безопасных районах может быть продолжительным.
Решение на возвращение населения в места постоянного проживания принимается после проведения восстановительных работ.
3.3. Проведение эвакуации в чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями на химически опасных объектах.
3.3.1. При авариях на химически опасных объектах проводится, как правило, локальная или муниципальная эвакуация.
Региональная эвакуация проводится в случае, если зона заражения аварийно химически опасными веществами распространяется на территорию двух соседних муниципальных образований, а также при крупном или массовом характере аварий вследствие землетрясения или иных природных или техногенных факторов.
3.3.2. Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при угрозе аварии на химически опасном объекте.
Население оповещается об угрозе, организованно выводится за пределы зоны возможного заражения аварийно химически опасными веществами и размещается в безопасных районах. Пункты временного размещения и питания эвакуированных развертываются в зданиях общественного назначения (гостиницы, профилактории, дома отдыха, оздоровительные лагеря, туристические базы, учреждения среднего профессионального образования, школы, детские сады, больницы, дома культуры, клубы, развлекательные центры и другие). В них проводится учет эвакуированного населения и организуется его жизнеобеспечение.
На маршрутах движения эвакуированного населения организуется регулирование дорожного движения, в зоне возможного заражения и на пунктах временного размещения эвакуированных - охрана общественного порядка.
В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывод (вывоз) работников объекта и населения, попадающего в зону заражения, за границы облака аварийно химически опасного вещества. В последующем население организованно выводится (вывозится) в пункты временного размещения и питания.
В зависимости от вида аварийно химически опасного вещества, скорости и характера распространения зараженного облака, удаленности источника чрезвычайной ситуации от мест проживания или нахождения населения эвакуация может носить общий или частичный характер.
Население, проживающее или находящееся в непосредственной близости от химически опасного объекта, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных, служебных) зданиях и сооружениях на верхних или нижних этажах с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания промышленного производства или изготовленными из подручных материалов.
Вывоз населения за пределы зоны заражения проводится не только на транспорте, предусмотренном планами эвакуационных перевозок, но и на транспорте, привлекаемом в оперативном порядке. В первую очередь транспорт предоставляется для малолетних детей, престарелых, инвалидов, больных и других лиц, которые не могут передвигаться самостоятельно.
Продолжительность нахождения населения в пунктах временного размещения и питания зависит от стойкости аварийно химически опасного вещества и может составлять от нескольких часов до нескольких суток. Возвращение населения в места постоянного проживания, производственной и иной деятельности осуществляется только после проведения химической разведки. Для исключения проникновения лиц в зону чрезвычайной ситуации на ее границе выставляется охранение.


------------------------------------------------------------------